ИМПЕРСКИЕ ВЕДОМОСТИ (dima_piterski) wrote,
ИМПЕРСКИЕ ВЕДОМОСТИ
dima_piterski

Categories:

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ГЕРАСИМА В ТРАГЕДИИ МУ-МУ



А ведь Мума еще могла бы жить -

Гонять котов, щенят плодить.

Теперь лежит Мума на дне пруда,

И ей не всплыть уж никогда.

Лежит Мума, лежит одна в пруду,

И к ней Герасим ходит раз в году

(Александр Ткач)


муму судный день 2



3 октября Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло в первом чтении законопроект, внесенный депутатом от "Единой России" Виталием Милоновым и устанавливающий штраф от 3 до 5 тысяч рублей за пропаганду жестокого обращения с животными, сообщает корреспондент ИА REGNUM. 

В своем выступлении Виталий Милонов напомнил парламенту о догхантерах и их бесчеловечном отношении к собакам… Поддержал дискуссию коммунист Юрий Гатчин, который поинтересовался, можно ли усматривать пропаганду жестокого обращения с животными произведение классика русской литературы Ивана Тургенева "Му-Му". "Герасим в этом произведении поступил гуманно", - ответил Виталий Милонов, чем вызвал веселое оживление в парламентских рядах…

 

***

 

Если посмотреть с правовой точки зрения, рассказ Тургенева, конечно, никак нельзя приравнять к пропаганде жестокого обращения с животными. Потому что «пропаганда» подразумевает призыв так делать (в данном случае – топить собачек) и неприязнь к потерпевшему. Образ же Му-Му, безусловно, положительный, и всегда вызывал сочувствие во всех слоях русского общества. Барыня – образ стопроцентно отрицательный.

Отношение к Герасиму могло меняться, да. Изначально в рассказе закладывалась мысль, что в гибели Му-Му виноват не сам Герасим, и даже не Барыня.  Виноват общественно-политический строй, который всей своей вертикалью обрушился на несчастную собачку.

В общем, никто с этим особенно и не спорил. У советского народа претензий к Герасиму тоже не возникало. После торжества же  общества потребления требование классовой солидарности повернулось к Барыне передом, а к дворнику задом, и люди начали задавать Герасиму неприятные вопросы.  Многие уверены - хоть Барыня и остаётся доказанным заказчиком преступления, Герасим, как исполнитель, тоже несёт свою долю ответственности. К тому же, действовал из корыстных побуждений, хотя и под давлением (Ему сказали: «Утопи Му-Му», а то жениться не дадут ему). Тем более – зачем, правда, было привязывать два кирпича? Неужто одного бы не хватило? Какой же это «гуманный поступок»?

Претензий к Герасиму, конечно, много. Но ни в коем случае не к самому произведению.  «Разжигания» там нет, а утопление подано в крайне неприглядном виде, обличающем пороки общества.

Вопрос же «зачем, всё-таки, Герасим утопил Му-Му», вероятно, навсегда останется одним из «вечных вопросов»  русского общества.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment